top of page
  • Ирина Хибатова

Разговорная психотерапия — как это работает

Два человека сидят и разговаривают о жизни одного из них. Чем это отличается от встречи друзей или приятелей и почему должно помогать больше, чем обычный дружеский разговор?

Этим вопросом нередко задаются клиенты, впервые обратившиеся к психотерапевту, у которого психотерапевтические сессии (встречи с целью психотерапии) состоят только из разговора.


Такой психотерапевт может не предлагать упражнений, домашних заданий, экспериментов.

На сессиях у него не рисуют, не играют с песком, не делают дыхательных, двигательных упражнений, не разыгрывают сцен, не впадают в транс и прочего, что не является разговором, не делают.


Если он еще и не дает объяснений и рекомендаций экспертным тоном, то тем более вопрос "психотерапия ли это" может возникать у клиента.

Даже когда клиент отмечает изменения в том, что было для него проблемой, все равно он может оставаться с вопросом, как же это произошло — сам ли он это сделал или психотерапия помогла, и если психотерапия, то каким образом, за счет чего.

Я попробую здесь кратко ответить на эти вопросы, но прежде уточню, что речь пойдет не о любом разговоре в кабинете психотерапевта. Все психотерапевты разные, у каждого свой стиль работы, а я буду говорить об отдельном подходе, который так и называется — разговорная психотерапия.

Лично мне этот подход близок, я во многом работаю (по крайней мере стараюсь работать) в соответствии с его принципами.


Что происходит в кабинете психотерапевта


Как следует из названия, происходит разговор между психотерапевтом и клиентом.

Но не какой угодно: психотерапевт в нем руководствуется определенными принципами.

Их описали в 70-х годах прошлого века немецкие психотерапевты Рейнхард Тауш и Йоханнес Хельм. Эти принципы близки основным положениям клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, и разговорная психотерапия по сути своей является недирективной психотерапией гуманистического направления. Что это

значит?

Недирективность означает, что психотерапевт для клиента является не руководителем, наставником или учителем, а партнером. Их позиции равны настолько, насколько это возможно. Психотерапевт клиента никуда не "ведет", а скорее сопровождает. Не навязывая при этом своего видения, понимания, гипотез.

Клиент же, при помощи психотерапевта, занимается поиском способов справиться с проблемами. При этом он находит способы, наиболее подходящие именно ему.

Для этого он вербализирует, то есть выражает словами, эмоциональные переживания, мысли и внутренние ощущения. Психотерапевт помогает ему это делать тем, что задает вопросы, проверяет, правильно ли понял сказанное клиентом, делится возникающими в ходе разговора собственными переживаниями.

Также важно, что во время разговора психотерапевт старается создать комфортную для клиента атмосферу за счет:

  • эмпатии — способности вчувствоваться в переживания клиента, понять их

  • принятия — не осуждения всего того, что рассказывает клиент, отношения к нему как личности, обладающей безусловной ценностью

  • собственной конгруэнтности — искренности, соответствия высказываемых психотерапевтом слов его же чувствам и мыслям


Как это помогает


Для того, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сначала разобраться с тем, в чем именно нужна помощь. Потому что первичный запрос — то, что клиент обозначает как причину обращения к психотерапевту на самой первой консультации — не всегда равен сути проблемы. Часто такой запрос бывает на поверхности, а до глубинных причин еще нужно "докопаться". Напомню, что разговорная психотерапия является одним из подходов гуманистического направления психотерапии. Это означает такой взгляд на клиента, в котором он рассматривается прежде всего как личность, способная развиваться и имеющая потребность в развитии и самореализации в качестве главной своей потребности. Когда эта потребность блокируется, то есть не осознается и не удовлетворяется, возникают проблемы и неврозы. В свою очередь, человеку сложно распознавать и удовлетворять свои потребности и достигать цели, когда он

  • недостаточно понимает себя — "не понимаю, что я хочу", "не понимаю, что со мной происходит" — ему сложно сформулировать свои желания и цели, а также понять, как чувства, мысли и действия мешают или помогают на пути к ним

  • не принимает себя — слишком много сил уходит на "борьбу с собой" и на остальное не хватает

  • воспринимает себя не целостным (противоречиво и дисгармонично устроенным) — тогда он не чувствует достаточно сил и энергии следовать своим желаниям и целям

Поэтому психотерапевт делает то, что помогает клиенту достичь большего понимания себя, принятия себя и целостности самовосприятия: он проявляет к клиенту такое отношение (теплое, эмпатичное, принимающее, искренне заинтересованное, полное веры в способности и потенциал развития), которого у клиента часто не хватает по отношению к самому себе.


Это в свою очередь поддерживает клиента в том, чтобы к своему внутреннему миру относиться с признанием его ценности, исследовательским интересом, уверенностью в собственных силах.


В результате он постепенно начинает все больше понимать себя, ориентироваться в своих чувствах, желаниях и смыслах, переходить от фрагментарного к целостному самовосприятию, более свободно и креативно искать и находить способы решения проблем и достижения целей.


Я вступаю в отношения не как ученый, не как врач, который может точно определить диагноз и лечение, но как личность, вступающая в личные взаимоотношения.
Карл Роджерс .
bottom of page